Личный Взгляд_Разговор с Богом

Считаю ли я свои стихи разговором с Богом?

Отлично прошли 3 мая 2018 года в библиотеке №2 им. Ю.В. Трифонова чтения в Трифоновке на тему «Считаю ли я свои стихи разговором с Богом?». Затравкой для дискуссии послужил текст, присланный Владимиром Пряхиным, с которым можно ознакомиться ниже. Читали и рефлексировали: Елеана Антонова, Надежда Антонова, Екатерина Барничева, Екатерина Блынская, Татьяна Виноградова, Людмила Вязмитинова, Василий Геронимус, Ирина Грацинская, Лариса Зубакова, Валерия Исмиева, Екатерина Ливи-Монастырская, Зоя Морева, Марлена Мош, Мария Попова, Андрей Цуканов, Наталия Черных и Сергей Ясь.

Полную аудиозапись чтений «Личного Взгляда» на тему «Считаю ли я свои стихи разговором с Богом?» можно прослушать или скачать здесь

Отзывы в сети:

Валерия Исмиева:
https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=1825279617511036&id=100000870474237&comment_id=1825415020830829&reply_comment_id=1826964714009193&notif_id=1525626146079811&notif_t=mentions_comment&ref=notif

Елеана Антонова:
https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=1689846257731739&id=100001191425631&comment_id=1691066840943014&notif_id=1525625045147209&notif_t=feedback_reaction_generic&ref=notif

Владимир Пряхин «СЧИТАЮ ЛИ Я СВОИ СТИХИ РАЗГОВОРОМ С БОГОМ?»

Используемая терминология: Слово «Бог», имена Бога, понятие «общение с Богом» и связанные с ни-ми в данной заметке используются исключительно в том смысле, какой они имеют в Библии (книгах Ветхого и Нового Завета)

Всякий разговор предполагает наличие как минимум двух участников. Из книг Св. Писания известны следующие виды обращения к Богу (в т.ч. во время молитвы и служения):
­ — Воздаяние хвалы Богу (прославление Бога) за все сделанное Им, констатация Его величия, величия Его дел,
­ — Благодарение Его (благодарность Ему за помощь в решении конкретных проблем),
­ — Прошение Его об исполнении нужд (в том числе призыв к Нему начать диалог или явить Себя).

Ответ Бога возможен:
­ — через Слово Божие (Библию),
­ — через уста служителей или верующих,
­ — через уста неверующих (этому есть примеры в Писании и жизни),
­ — через сверхестественное откровение (оно всегда требует проверки на соответствие Слову, так как в 90% случаев является результатом экзальтации получившего или преднамеренной профанацией, но иногда все же может быть истинным),
­ — через обстоятельства (жизненные ситуации, явления в природе и общественной жизни).
Последний вид ответа весьма важен, хотя о нем часто забывают, тогда как именно через обстоятельства жизни приходят ответы на многие конкретные вопросы, особенно на те, на которых нет ответов в Писании – поскольку там не рассматриваются соответствующие жизненные ситуации).
Так как ответ Бога может проявиться не сразу, а иногда – через довольно длительное время, то здесь не приходится говорить о разговоре с Богом в прямом понимании этого слова, и приходится говорить о монологе и просьбе, которые не предполагают ответа (например, сетование, или «жалоба» – жанр, о который выделяет И. Бродский).
Так как априори Бог верен и праведен (Втор.32:4), а человек – лжив (Рим.3:4), не всякий диалог с человеком интересен Ему, и в диалоге с Богом человеку абсолютно бесполезно навязывать Ему желание того, что не входит в Его планы – речь идет о стратегии и тактике спасения данного человека.
Если обратится к художественному творчеству, то человеку – творцу художественных артефактов очень легко впасть в обольщение и принять в процессе своего творчества за разговор с Богом диалог с самим собой, с порожденным внутри сознания субъектом или, что хуже всего, – с существом, противостоящим Богу. Примеров этому огромное количество, а разговор на эту тему неисчерпаем.
Наиболее интересной мне представляется тема не общения автора с Богом посредством стихов (или другого вида искусства), а его обращения к миру (через художественный объект или непосредственно) перед лицом смотрящего на его действия Бога. Именно здесь перед творящим автором открывается возможность не только выйти за рамки рефлексии или самоутверждения, но и исполнить основную возложенную на него Богом миссию (Мар.16:15 «И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари»). Или хотя бы возможность быть свидетелем о делах Божиих (Матф.10:18) и принести Ему «жертву хвалы» (Евр.13:15).

Лично я далеко не все свои стихи считаю разговором с Богом, но большинство их них – произносимыми перед Ним. Вот, например, тексты из «псалмов 2018 года»:

3.
я – полотенце
мною протерли лицо и ты меня выбросил
откуда ты знаешь
быть может мною протерли лицо Бога?
мною вытирали руки и ты меня взял
чтобы вытереть руки свои
откуда ты знаешь
может быть это были руки Пилата?

если нет на мне видимой крови
значит ли это
что на мне преступления нет?
я стих написанный после Освенцима:
прочитаешь меня
и на тебе пепел невинных
выучи меня наизусть
и носи с собой пепел жертв
как нюхательный табак
он очистит ходы твоей совести
и дыхание правды освободит

4.
я ­ кружка
ты выпил воды из меня
откуда ты знаешь
может быть мною черпали из бездны тьму?
я чистый прозрачный источник
припал ты губами ко мне
откуда ты знаешь
может быть я вытекаю из ада?

ты отверг инструмент
что дан был тебе
и сам стал инструментом
откуда ты знаешь
что ты не топор в руке палача?
откуда ты знаешь
что ты не пуля в стволе убийцы?

ведь другой инструмент был тебе дан
но ты отверг инструмент

5.
ВОЗВРАЩЕНИЕ К СЛЕПОТЕ

возвращаешься к себе и возвращаешься к слепоте своей
и возвращаешься к заблуждениям своим
и сладко заблуждение
как руки матери
как музыка навевающая сон
и спишь в себе самом
как в раковине моллюск
и не чувствуешь
как известковые стенки тонки

уходишь от себя и приходишь к другим
и видишь на них рубище одиночества их
в дырах и разрезах
свисающее как полосы рваных одежд
и слушаешь откровения их
как потоки правды
на пути превращающиеся в ложь
текут они
грязные рыжие реки
замутненные прошедшим над глиной дождем

с кем откровенен можешь ты быть?
увязнет откровение твое
в раскрытых словно ворота ушах льстецов
смеется тайно ехидный
слушая откровение твое
циник вырвал из него сердце
и в кабаке непотребных выставил напоказ
подслушивает тебя рядом стоящий враг
один только настоящий друг
тайно смахивает внутреннюю слезу.